Общие аспекты управления.
Управление БЖД – это комплекс управляющих действий по подготовке, принятию и реализации решений, направленных на обеспечение безопасности человека в сфере производства и быта как в нормальных, так и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Управление БЖД имеет правовой, социально-экономический, технический, организационный, медицинский, экологический, психологический и этический аспекты.
1. Правовой аспект заключается в разработке и обязательном выполнении законодательных и нормативных актов.
2. Социально-экономический аспект заключается в целенаправленном финансировании комплекса мер безопасности во всех сферах деятельности человека.
3. Технический – в проектировании и строительстве коммуникаций, внедрении технологий, материалов или проектов, которые ориентированы на сохранение здоровья и безопасности человека.
4. Организационный – в создании аппарата управления, надзора и контроля за безопасностью жизнедеятельности и обеспечении его функционирования на всех уровнях.
5. Медицинский аспект связан с:
¨ комплексной оценкой влияния всех окружающих факторов, трудовой деятельности и сопутствующих им социально-экономических факторов на здоровье человека;
¨ гигиенической регламентацией и государственной регистрацией любых опасных факторов;
¨ профессиональным отбором;
¨ проведением медосмотра, медико-социальной, судо-медицинской и санитарно-гигиенических экспертиз.
6. Экологический аспект заключается в обеспечении благоприятных биологических условий жизни человека и других компонентов биосферы, в уменьшении антропогенного влияния на окружающую среду.
7. Психологический аспект связан с психологическими травмами, нанесенными каждым несчастным случаем, аварией или катастрофой.
8. Этический (моральный) аспект связан со взглядами, представлениями и нормами, которые регулируют безопасное поведение людей.
Управление БЖД должно осуществляться на этапах проектирования, строительства, эксплуатации, реконструкции и ликвидации всех народно хозяйственных объектов. Органы управления БЖД.
Государственное управление осуществляет:
1) Кабинет Министров Украины;
2) Министерство с чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы;
3) Министерство труда и социальной политики;
4) Министерство охраны окружающей природной Среды и ядерной безопасности;
5) Министерство здравоохранения;
6) Министерство внутренних дел;
7) другие министерства и центральные органы государственной исполнительной власти;
8) государственные администрации и органы местного самоуправления.
При Кабинете Министров Украины создан Национальны совет по вопросам безопасной жизнедеятельности населения и Постоянная правительственная комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций.
Для аварийно-спасательного обслуживания предприятий с вредными и опасными условиями труда созданы отраслевые и региональные профессиональные военизированные аварийно-спасательные формирования (ПВАСФ).
Составной частью системы государственного управления охраной жизни в аварийных и чрезвычайных ситуациях является центральный штаб, территориальные и объектовые подразделения гражданской обороны.
В чрезвычайных ситуациях для спасения людей, ликвидации аварий, стихийных бедствий и их последствий могут привлекаться подразделения Министерства обороны, Министерства внутренних дел, службы безопасности и Национальной гвардии.
Со сферой государственного управления БЖД связана работа профессиональных союзов и органов жилищно-коммунального хозяйства.